Наталья Каминская, музыкант, учитель музыки, участник концерта-притчи «С любовью» в рамках Эстафеты «Во имя жизни».
— Как давно Вы занимаетесь музыкой?
— Играю на скрипке практически всю сознательную жизнь, начиная с семи лет. Все началось, когда родители привели меня в музыкальную школу. И за все эти годы музыка стала делом, которое приносит мне удовольствие и профессиональное удовлетворение.
Раньше работала в Белорусской государственной филармонии. Выступала на концертных площадках на самых высоких уровнях в разных странах. Но в какой-то момент я расставила приоритеты в пользу семьи. Тем более, когда мой ребенок пошел в школу, гастроли стали достаточно обременительными. Поэтому я пошла работать в музыкальную школу. По сей день я работаю учителем музыки, плюс на протяжении девяти лет каждый вторник, четверг и субботу играю в заведениях и на различных мероприятиях. Как и любой играющий музыкант, я хочу держать инструмент в руках и как можно дольше оставаться с ним.
— В каких зарубежных странах Вы выступали? И какой момент был самым важным в Вашей карьере?
— В Польше, Англии, Дании, Германии, Франции.
Я бы не определяла свой путь как карьеру. Эта работа, род деятельности для удовольствия и дохода. Ярких впечатлений и важных моментов было очень много, особенно когда работала в коллективе «Купалінка» в филармонии.
В принципе, любое выступление для меня – это важное событие, удовольствие и счастье поработать с музыкантами, моими друзьями, высококлассными профессионалами.
— Вы выбрали скрипку или это она выбрала Вас?
— Как и любой ребенок, я хотела играть на фортепиано. Но когда мы пришли в музыкальную школу на прослушивание, моей маме сказали: «Ваш ребенок подходит на скрипку». До сегодняшнего дня помню момент, когда мне сказали, что буду учиться играть на скрипке. Я даже заплакала.
Но теперь я рада, что играю именно на скрипке. Я четко понимаю, что нахожусь на своем месте.
— В какой момент Вы поняли, что полюбили скрипку?
— Произошло это далеко не сразу. Так как скрипка – инструмент сложный, то обычно любовь приходит, когда начинает получаться. У японцев или китайцев считается, что заниматься музыкой имеют право все. Но я бы сказала, что не всем это дано. Поскольку я давно работаю в музыкальной школе, понимаю, что есть дети, которым это не дано; им приходится очень сложно.
Так вот я считаю, что получаться начало в достаточно взрослом возрасте, когда я поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Мне было двадцать лет, и на тот момент я уже могла играть на слух. Хотя уже поступая в музыкальное училище, я понимала, что музыка – это мой путь.
— Что Вам ближе – учить музыке детей или дарить музыку слушателям?
— Это очень разные виды деятельности, и если делать это по-настоящему, искренне и каждый день, сложно и то, и другое, хотя играть, однозначно, легче, чем учить детей. Приходя в заведение, где я выступаю, получаю большое удовольствие и от работы, и от общения с профессиональными музыкантами. Но приходя назавтра в музыкальную школу, когда вижу, что мой ученик на экзамене получил семь, восемь, девять или когда он уходит с занятия и говорит: «Спасибо, Наталья, за то, что Вы поставили мне сегодня двойку, я ее заслужил» − это тоже большое счастье. Поэтому обе работы я делаю с удовольствием, по-честному и на совесть.
— Ваша дочь разделяет Вашу любовь к музыке или она выбрала другую профессию?
— Моя дочка не выбрала путь музыки. Ребенок редко сам говорит, что хочет пойти в музыкальную школу. Как правило, это инициатива родителей. Когда я уходила из филармонии работать в музыкальную школу, дочка не просилась учиться музыке, а я не проверяла ее данные и упустила подходящий момент для начала обучения. Тогда она как раз поступила в английскую школу. Лет в 11-12 она у меня спросила: «Почему ты не отдала меня в музыкальную школу? Я бы поучилась играть на каком-нибудь инструменте». В ответ я, конечно же, предложила ей инструменты, на которые берут детей ее возраста, но она особенно не настаивала, а я, понимая, что она уже учится в достаточно сложной школе, побоялась ее перегрузить.
Сейчас дочка принимает и разделяет мою профессию. И это важно. Потому что работа музыканта – это его жизнь. Отделить дело, которым он занимается, от обычной жизни невозможно. Когда у меня гастроли, концертные выступления, в этом, естественно, как-то участвуют все члены семьи.
В то же время я счастлива, что ей передался музыкальный вкус. Я знаю точно, что у моей дочери он хороший, она, например, слушает Фрэнка Синатру, классическую музыку.
В принципе, классическая музыка может благотворно влиять на все процессы, психику человека, его мироощущение и понимание того, что происходит вокруг. Музыка – это одно из тех явлений, которые заставляют думать, сопереживать. Музыка не бывает в жизни лишней.
— Как Вы думаете, музыкальный вкус формируется в семье, в более широком окружении или он больше зависит от самого человека?
— Семья – первая и главная ячейка, которая учит ребенка. Многое зависит от того, какую музыку слушают дома, о чем там говорят. В музыкальную школу дети приходят из семьи, со своим характером, уже сложившимися вкусами, мыслями, фантазиями. Если ребенок остается учиться в музыкальной школе, то большое влияние оказывает и она.
— Кстати, взрослые нередко жалеют, что в детстве не учились в музыкальной школе, или вдруг понимают, что хотели бы научиться играть на инструменте. Стоит ли начинать учиться в 30,40, 50 лет?
— Да, сегодня в музыкальную школу приходят заниматься и взрослые люди. Если человек понимает, что ему этого не хватает, то учиться стоит. Когда ко мне приходят новые взрослые ученики и так говорят, я им не отказываю. Хотя перед началом обучения долго разговариваю, чтобы понять для чего им это нужно, и предупреждаю, что научиться играть сложно. В ответ часто слышу, что они готовы на все именно потому, что они ощущают, что им этого не хватает.
— 24-го августа Вы будете выступать на концерте-притче. Почему для Вас важно поддержать онкопациентов?
— У меня был конкретный заказ на мелодию. Когда Ирина Жихар мне позвонила с предложением, я сразу согласилась. Потому что однажды я услышала фразу «когда тебе звонят с предложением, значит, это нужно тебе». Стоял вопрос, где, когда и во сколько, остальное было не важным. Для меня участие в мероприятии важно еще и потому, что у мне сейчас самой непросто из-за потери близкого человека. И я знаю, что такое находиться в сложной ситуации, когда буквально вытягиваешь себя из нее за волосы. Я рада, что у меня есть работа, что каждый день чем-то наполнен, что у меня есть подруги, с которыми можно отвлечься.
Что касается тематики мероприятия и формата, в котором оно проходит… В моей семье никто не столкнулся с этой серьезной болезнью. Хотя сталкивались с другими заболеваниями. Пока ты не пройдешь похожий путь сам, трудно себе представить, что это такое. Пусть говорят, что рак – это больше не приговор, я в это верю и доверяю нашей медицине, но онкология – это все еще болезнь, которая пугает. И я тоже этого боюсь и никому не желаю с ней столкнуться.
В моей педагогической практике был мальчик, у которого была лимфома. Он был на домашнем обучении, и я ходила преподавать к нему на дом. А потом я уехала жить в другой район и не знаю, чем закончилась его история. Но я переживала за него, и сейчас мне хочется узнать, все ли в порядке с его здоровьем и в его семье. У меня есть знакомые и друзья, соседи, которые столкнулись с онкопатологией. Со мной работает коллега, которая находится в ремиссии больше 15 лет.
Когда ты видишь боль других людей… Кто-то из них знает, что он обречен, у кого-то ремиссия, кому-то врачи и Бог дали надежду. Концерты, выступления в качестве поддержки нужны. Возможно, они помогут кому-то почувствовать себя не одиноким, осознать, что у него есть завтра и послезавтра.
Поэтому я считаю, что когда музыкантов и других людей приглашают на такие мероприятия, на них нужно ходить. И не только ради тех людей, для которых это делается, но и для себя самого. Может, я посмотрю на кого-то из слушателей и еще раз пойму, что жизнь прекрасна, вспомню, как важно порой сказать «извините», как важно помнить, любить, прощать, сочувствовать, сопереживать, помогать и быть счастливыми оттого, что утром ты открыла глаза, что светит солнце или идет дождь, что ты жива, значит, ты можешь что-то делать.
— У Вас есть любимый девиз для жизни?
— Не могу сказать, что есть любимый. Все выражения, как и все ощущения, которые связаны со счастьем, радостью, любовью и дружбой, это все про меня. Когда я говорю, что открываю глаза и понимаю, что мир прекрасен, я действительно так думаю. Я также думаю, что не стоит ждать, что наступит день, когда я сыграю лучше, откладывать встречу с подругами на завтра, надеть хорошее платье – лучше все это делать сейчас. Я не говорю, что живу только сегодняшним днем, но я стараюсь жить каждым днем.
— Что Вам помогает преодолевать трудности?
— Работа над собой. Конечно, важно знать, что есть люди, готовые тебе помочь, поддержать, но только ты сам можешь преодолеть свои трудности.
— У Вас есть любимые авторы…
— Выделить какие-то любимые я не могу. Я много читаю, смотрю и слушаю. Но интерес зависит от дня, окружающей ситуации, состояния.
— Какое произведение искусства Вы бы порекомендовали человеку, который находится в кризисе?
— В трудной ситуации порой сложно что-то читать и смотреть. Поскольку я музыкант, меня выручает игра на инструменте. Я бы посоветовала сходить на концерт и послушать хорошую музыку. Но все индивидуально. К примеру, у меня была подруга и коллега, переживавшая трудную ситуацию. Она полгода не могла ходить слушать классическую музыку. Хотя именно эта музыка возрождает. Поэтому я не знаю, что можно посоветовать. Наверное, я в такой ситуации могу предложить свою помощь в качестве слушателя, доверителя, если попросят, дать совет.
— У Вас есть герой из реальной жизни? Человек, который Вас воодушевляет?
— Одного-единственного героя нет. Я восхищаюсь своей подругой, которая уже давно тянет на себе своего мужа, сложного человека. Восхищают люди, которые, как птица Феникс, оживают после такого сложно периода, словно побывали в преисподней. Семьи, которые воспитывают приемных детей: я это проходила и знаю, как это тяжело.
— Что Вас вдохновляет?
— Дело, которым я занимаюсь. Как я уже говорила, я абсолютно четко понимаю, что в этой жизни я на своем месте. И я не вижу себя в другой профессии. Я рада, что у меня получается заниматься музыкой. И мне очень приятно, что на концертах и других площадках, где я играю, я могу работать с высокопрофессиональными музыкантами.
Благодарим Натальюя Каминскую за поддержку Эстафеты «Во имя жизни».
До встречи 24 августа 2019 в Минске. Эстафета «Во имя жизни» – это акция для онкопациентов и их близких. Будем учиться грамотно помогать себе и нуждающимся. Против рака мы сильнее вместе!