«Иногда хочется покричать, но нельзя. А вот на сцене — можно»

Александра Костина — хореограф и педагог, постановщик «Танцевального старта», который открывает 24 августа2019 года Эстафету «Во имя жизни».

Хореограф-педагог,
постановщик «Танцевального старта»
АЛЕКСАНДРА КОСТИНА

— Саша, расскажите, как так вышло, что Вы связали жизнь с танцами?

— Я с детства, еще очень маленькой, любила слушать разную музыку и танцевать под нее. И не просто танцевать — мне было интересно сочинять движения и повторять их. Можно сказать, уже тогда училась ставить танцы. При этом я все детство профессионально занималась спортивной акробатикой, где-то с пяти и до шестнадцати лет. Но в какой-то момент поняла, что танец мне ближе. В итоге поступила в университет культуры на специальность «Хореография», выпустилась в 2007 году.

— Вы сейчас руководите детской студией хореографии «ТОК». Это была Ваша мечта?

— Сразу после выпуска по распределению я отработала два года с детьми. Но тогда меня не слишком тянуло к преподаванию, и я стала танцевать сама. У нас с подругой был акробатический дуэт, мы много выступали и в Беларуси, и ездили по миру. А потом я решила, что хватит, да и здоровье уже не очень позволяло. И вернулась в педагогику. Сейчас у меня небольшой, домашний детский коллектив, примерно на 50 человек разного возраста, дети от 3 до 11 лет. Недавно у нас был отчетный концерт в ДК им. Шарко, и я очень довольна тем, что все дети отлично выступили, услышала потом много приятных слов от зрителей.

— Но Вы же продолжаете танцевать? В Ваших соцсетях столько ярких фото!

— Да, я танцую в студии фламенко «Кафе Кантанте». Давно увлеклась этим испанским искусством, а в последние года три просто заболела им, теперь и выступаю довольно часто. Вот недавно танцевали в Минске на бульваре Пикассо за «Dana mall», потом — на испанском вечере на Революционной…

— И как успехи в этом направлении?

— В этом году мы участвовали в «Конкурсе любителей фламенко», я показывала свой танец в профессиональной категории. Заняла первое место. Но главное — не победы на конкурсах, я чувствую, что развиваюсь, и это прекрасно.

— А что вообще для Вас самое значимое из личных достижений? Все планки уже взяты, или всё еще впереди?

— Из прошлого, возможно, это победы на первенствах Беларуси, когда я еще занималась спортивной акробатикой. А в танцах — участие в бардовском фестивале Олега Митяева в Сочи, лет 7-8 назад. Мы танцевали там на одной сцене со звездами — это было очень приятно для меня.

В принципе, как исполнитель я уже натанцевалась. Но фламенко… Для меня это не только танец. Когда я танцую фламенко, чувствую себя немного музыкантом, а когда сочиняю комбинации — немного композитором. Для меня это действительно очень новый и интересный опыт. Ну и, конечно, тут мне ещё учиться и учиться, и это очень интересно. Люблю всё новое, сложное, всё, где есть музыка.

Если же говорить обо мне, как о педагоге-хореографе, здесь, я надеюсь, всё ещё впереди. У меня всегда очень много идей, много задумок для детских и взрослых танцев. Сейчас у нас танцевальная студия-семья, это хорошо — дети могут находиться в любимом коллективе, самореализовываться, укреплять здоровье. Но мы выступаем скорее на любительском уровне. Надеюсь, я буду всегда совершенствоваться как педагог и смогу подготовить отличное подрастающее поколение (смеется — прим.). Тогда удастся сделать более сложные постановки.

— Вы очень разная на сцене, когда танцуете фламенко, и в студии с детьми. Будто две разные девушки.

— Конечно, ведь это сценический образ. Не то чтобы я на сцене была не я…

— Разные грани Вас?

— Да. Мне очень нравится фламенко еще и тем, что здесь можно выразить много такого, поговорить на такие темы, на которые ты не всегда можешь поговорить в жизни, а тем более с детьми. Раскрываешься с другой стороны.

Но и с детьми тоже не так просто. Мне кажется, педагог в каком-то смысле всегда актер. Я считаю, что не имею права расслабляться, быть, например, грустной. Иногда можно, конечно, но я стараюсь контролировать себя, ведь я должна заряжать детей позитивом.

— В этом и есть задача танца — заряжать позитивом? Или что-то большее?

— Лично для меня танец значит очень много. Это и профессия, и моя жизнь, это в хорошем смысле мой наркотик. Был период, когда я хотела прекратить танцевать и заняться чем-то другим, но поняла: я без этого не могу, мне все равно надо. Да у меня руки-ноги сами начинают двигаться, как только слышу какую-то интересную музыку (смеется — прим.).

Танец — это еще и отдушина для меня. Иногда, когда грустно, я иду танцевать, и становится легче.

Я думаю, то же самое и у людей, которые не связаны с танцем профессионально. Знаете, когда это профессия, иногда нужно себя и заставить, не всегда танец — это так приятно. Другое дело, когда это хобби. Во-первых, с помощью танца можно поддерживать или даже поправлять здоровье — движения полезны для суставов и мышц. Во-вторых, это интересно и помогает самореализовываться. А еще — это возможность выразить свои чувства. Иногда как бы хочется «покричать», но не можешь себе этого позволить, потому что ты человек культурный. А вот на сцене покричать, в кавычках, можно. Можно высказывать все, что угодно, и это будет прекрасно.

Кстати, считается, что любой танец — это как терапия у психолога. Буквально говоря, когда мы в подавленном состоянии танцуем «веселые» движения, нам самим становится весело. Люди иногда приходят на занятия с плохим настроением, а уходят с хорошим. Так что я каждому советую: все идем танцевать!

— Собственно, именно для этого Вы участвуете в Эстафете «Во имя жизни». Как Вы попали в проект сообщества онкопациентов?

— Меня позвала подруга Наталья Сыровегина, мы вместе танцуем фламенко. Она рассказала мне о том, что на хорошее мероприятие нужен хореограф. Так как я люблю всё, что связано с танцами, а тут еще предоставляется возможность помочь, я сразу согласилась.

— Вы готовите «Танцевальный старт». Расскажите, что это будет.

— Это действительно самое начало, старт эстафеты. Его цель — размяться, улучшить настроение. В разных городах Беларуси — в Минске, например, у Национальной библиотеки — в одно и то же время собравшиеся люди будут танцевать один и тот же танец. В Минске движения буду показывать я, в других городах — кто откликнется. Участвовать могут все, кто захочет, не нужна ни подготовка, ни специальная одежда. Движения простые, но разнообразные и полезные, много движений руками.

Композитор Теймур Погосян написал музыку специально для мастер-класса. Около месяца я просто её слушала — мне нужно было ее почувствовать, чтобы создать концепцию нашего танца, чтобы в нем был смысл. Ведь всегда интересней сделать не просто разминку, танцевать не просто движения, а понимать, о чем ты танцуешь.

Музыка оказалась довольно сложной, неоднозначной. В ней современная, жесткая аранжировка, но сама мелодия медленная и очень светлая. Я долго не могла понять, каким должен быть образ. А потом подумала: все мы разные, у нас бывают разные эмоции, но каждый из нас сталкивается с проблемами и как-то преодолевает их. В итоге я решила сделать танец о разных людях, о том, как мы можем меняться: быть то грустными, то веселыми, то нежными, то жесткими. Но при этом остаемся людьми, и во всех нас всегда присутствует что-то хорошее. Я услышала это в музыке и решила сделать движения исходя из этой концепции. Сейчас мы завершили подготовку танца и сделали видео-урок.

— Вы первый раз участвуете в таких мероприятиях? Не страшно работать с онкопациентами?

— Если говорить о благотворительности, мы уже участвовали в концертах в психоневрологических интернатах. Но с онкопациентами — да, это первый раз. Не страшно. Я только волнуюсь, как всегда, чтобы все прошло хорошо. Конечно, я сочувствую людям, которые борются с такой тяжелой болезнью.

— Хочется как-то подбодрить?

— Да, я думаю, когда мы будем танцевать, мы вообще забудем об этом. Я просто буду проводить мастер-класс, как обычно.

— У вас есть любимый девиз по жизни?

— Сложно выделить что-то конкретное. Есть много фраз, которые я часто повторяю, особенно когда работаешь с детьми и их нужно мотивировать.

— Что помогает Вам лично преодолевать трудности?

— Смотря какая трудность. Но вообще, как у всех женщин, у меня есть мои любимые подруги. Иногда достаточно просто выговориться, и уже становится легче.

И ещё я иногда хитрю сама с собой. Наверное, у многих так — когда решение проблемы зависит от меня, а дело не идет, главное — начать. Это часто сложно, но я знаю, что, если начну, дальше все пойдет само. Поэтому стараюсь, даже если предстоит много работы, настроить себя на «пять минут»: «чуть-чуть поработаю, а дальше отдохну». А там уже втягиваешься.

А иногда, когда страшно что-то делать, я могу прям сама с собой поговорить, сказать себе: я сильная, я все выдержу, все будет хорошо. И все получается.

— У Вас есть любимая музыка? Расскажите о ней. Ведь она для вас особенно много значит!

— Если говорить про классическую музыку, мне очень нравятся ноктюрны Шопена, для меня он самый «романтик». Но вообще я слушаю очень разную музыку. Бывает, услышу кого-то нового и могу на полгода «застрять» на нём. Например, неделю назад я познакомилась с творчеством Светланы Сургановой, послушала один альбом и теперь всё время он со мной (смеется — прим).

— Какое произведение Вы бы посоветовали человеку, находящемуся в тяжелой ситуации?

— Честно говоря, не люблю, когда дают такие советы. Мне кажется, тут каждому нужно найти что-то свое.

Но если вспомнить о том, что мне когда-то помогло, повлияло на меня в свое время… Сейчас, может, даже глупо об этом говорить. Но лет в 12-13 я читала трехтомник Дейла Карнеги. Третья книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» мне очень понравилась тогда. Она о своего рода манипуляциях, но не другими людьми, а самим собой, о том, как справиться со своими проблемами, управлять своими эмоциями. Это, кстати, к вопросу о том, что помогает справляться с трудностями. Там был совет: нужно оценить ситуацию и представить самый худший вариант развития событий, принять его. Тогда успокаиваешься и начинаешь уже без лишних эмоций делать то, что поможет ситуацию улучшить, избежать крайности. Иногда я этим пользуюсь.

— Кто Ваш герой в реальной жизни, человек, который Вас воодушевляет?

— Наверное, тут можно сказать про моих педагогов в университете. В первую очередь это Людмила и Александр Ефремовы. Они были очень разными, но вместе очень много дали нам всем. То, что они нам говорили, до сих пор очень помогает мне: и в профессии, и в жизни.

Хореограф-педагог,
постановщик «Танцевального старта»
АЛЕКСАНДРА КОСТИНА

— А что вообще Вас вдохновляет каждый день, мотивирует работать?

— Музыка и люди. Когда я слушаю музыку, приходят идеи. Придумывая танец, кого-то представляешь — себя или другого человека. Иногда появляются интересные люди, среди детей или взрослых, — не обязательно особенно талантливые, иногда наоборот, которым сложно, — им хочется помочь раскрыться, придумать танец для них. А когда приходят дети, которым действительно нравится танцевать, которые любят работать над собой — как тут не вдохновиться?

— Вы поддерживаете какое-то общественное движение?

— Я, может, наивная… Но, думаю, всех педагогов, всех работающих с детьми можно объединить в какую-то организацию или движение. Потому что, мне кажется, мы делаем важное дело — стараемся давать детям что-то хорошее. Ну и хватит (смеется — прим).

Благодарим Александру Костину за поддержку Эстафеты «Во имя жизни».

До встречи 24 августа 2019 в Минске. Эстафета «Во имя жизни» – это акция для онкопациентов и их близких. Будем учиться грамотно помогать себе и нуждающимся. Против рака мы сильнее вместе!

Oncopatient.by

Была ли эта статья полезна?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.