14 мая 2014 в бизнес-клуб «Imaguru» (Минск) социально-просветительское учреждение «Центр поддержки онкопациентов «Во имя жизни»» и команда Oncopatient.by презентовали результаты исследования публикаций на онкологическую тематику в белорусских СМИ за 2014 год.
Результаты исследования «Онкологическая тематика в СМИ» презентовала Наталья Халанская, администратор сайта Oncopatient.by. Исследование было проведено методом контент-анализа.
– Совместно с кандидатом социологических, старшим аналитикомнаучно-исследовательского учреждения «Аналитическая группа ЦЕТ» Оксаной Шелест мы выбрали именно этот метод для исследования, потому что контент-анализ дает возможность отслеживать динамические и содержательные характеристики текста, – рассказала Наталья Халанская. – В нашем случае – содержание материалов СМИ на онкотематику с целью выявления и измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих публикациях.
Для исследования были отобраны общественно-политические (не специализированные) республиканские и региональные печатные издания и интернет-порталы. При выборке средств массовой информации учитывалось представленность изданийразного территориального уровня, различающихся по форме собственности. В качестве дополнительного критерия при отборе республиканских изданий и Интернет-порталов служила доля собственных оригинальных материалов СМИ. Региональные СМИ отбирались исходя из типа населенного пункта и наличия-отсутствия в населенном пункте онкоучреждений.
В результате применения этих критериев и принципа случайности отбора были выбраны издания: «СБ. Беларусь Сегодня», «Звязда», «Народная воля», Naviny.by, BELTA.by, «Гродзенская праўда», «Магілёўскіяведамасці», «Пінсківеснік», «Шахцёр», «Полацківеснік», «Светлагорскіянавіны», «Шлях перамогі», «Наш час», «Ударны фронт».
– Напомним, что подобное исследование публикаций в белорусских СМИ на онкологическую тематику проводилось нами ранее – за 2010 и за 2012 год. Поэтому у нас есть возможность проследить динамику, как изменилась подача и содержание материалов на онкотему в 2014 году по сравнению с 2012 годом.
Кто и как часто писал об онкологии в исследуемых СМИ
В 2014 году в отобранных печатных и интернет-изданиях было опубликовано 123 материала. По сравнению с 2012 годом количество материалов увеличилось незначительно – в 2014 зафиксировано на пять публикаций больше, чем в 2012.
По данным исследования, большая часть материалов в 2014 году была опубликована без указания автора. Как правило, это публикации из республиканских изданий и интернет-порталов, которые подписаны как «собственная информация». Количество авторских материалов с указанием фамилии и имени журналистов сократилось с 69 в 2012 году до 47 в 2014 году. Меньше стали писать и врачи на онкотему: количество материалов, где авторами указаны медики, сократилось с 27 в 2012 до 16 в 2014 году.
О чем и в каких жанрах
Контент-анализ публикаций белорусских СМИ за 2014 год показал, что все чаще информационными поводами для материалов на онкотему становились выступления или высказывания официальных лиц (29% от всего количества публикаций за 2014 год) – представителей учреждений здравоохранения Беларуси. Доктора наук и врачи презентовали журналистам новые скрининговые программы, говорили о статистике в области онкозаболеваний, напоминали о ранней диагностике и призывали читателей более ответственно относиться к своему здоровью. Самих же журналисты по теме онкологии больше интересовалаболезнь Жанны Фриске, о чем ежедневно писали многие белорусские СМИ.
Кроме того, информационными поводами для публикаций по теме «Онкология» становились:
- данные исследований и статистика – 20% материалов,
- значимые даты – 16% материалов;
- специализированные мероприятия – 15%.
20% публикаций за 2014 год не имели информационного повода. Это публикации профилактического характера, как правило, в рубрике «Здоровье», авторами которых являлись врачи.
В жанровом соотношении в 2014 году сократилось количество «новостных заметок» (с 86 в 2012 до 60 в 2014), а количество «проблемных статей» наоборот увеличилось (с 12 в 2012 до 32 в 2014 году).
Ключевые слова и визуальная подача материалов
Рак или онкологическая болезнь? Какое из этих определений несет более негативный окрас? Психологи утверждают, что слово «рак» более отталкивающее, чем «онкология». Однако, по данным исследования в СМИ намного чаще используют устрашающее слово «рак». Процентное соотношения количества слов «рак» и «онкологическая болезнь» в публикациях за 2014 и 2012 практически не изменилось.
В исследуемых изданиях материалы на онкотему очень редко сопровождались яркими фотографиями, графиками или диаграммами. Среди фотографий – в основном портреты врачей либо оборудования онкодиспансеров.
Oncopatient.by